Цель как императив: принудительный целецентризм современной культурыМой блог / Просмотр публикации
В современной психологии и культуре наблюдается феномен центрирования внимания человека на целях. Негласно подразумевается, что у всего должна быть какая-то цель, а человек должен быть целеустремлённым, что постулируется в качестве нормы, и это касается любой активности - будь то работа, личные отношения или даже духовная практика. Если же человек затрудняется ответить на вопрос о целях и результатах, он рискует быть списанным в разряд "бесцельных", "несерьёзных", "скитающихся попусту", "незрелых" и т.д. Концентрация на целях ставит нас в зависимость от результатов какой-либо деятельности, хотя на практике они далеко не всегда достижимы и далеко не всегда имеют смысл. В качестве примера можно привести посещение спортивного зала, которое может иметь какую-то цель, а может и не иметь её. Если мы посещаем зал ради спортивных результатов, тогда в угоду результату мы значительно ограничиваем себя в питании, строим соответствующий план тренировок, корректируем нагрузку в соответствии с целью. Если же мы не являемся спортсменами, не участвуем в соревнованиях и не гонимся за достижениями, а посещаем зал просто для радости, тонуса и здоровья, вопрос целей отходит на задний план. Трудно обозначить такую цель, как "улучшение здоровья и самочувствия", поскольку нужны конкретные и объективные критерии достижения цели, но в сфере здорового образа жизни они довольно размыты и субъективны. Мы можем сказать, что от приятных упражнений нам становится лучше, тогда это и является нашей целью. Но всё же такая деятельность не может быть сведена исключительно к результату и целям, т.к. она процессуальна, ведь она требует от человека личного вовлечения на постоянной основе и регулярной активности, а не ограниченной во времени аккумуляции ресурсов для достижения конкретной цели. Точно так же процессуальной может быть и работа человека, когда она просто приносит ему радость и деньги, и общение между людьми. Процессуальный подход к работе вовсе не исключает достижений, но исключает фиксацию на них и сопутствующий ей невроз. Процессуальный подход к общению и отношениям делает центром внимания именно живой и изменчивый процесс, а не какие-то прагматичные цели, для которых потенциально может быть использован другой человек и, соответственно, забыт и заброшен, если цели достигнуты или потеряли свою актуальность. Преимуществом процессуального подхода к жизни является то, что в нём человек чувствует себя открытым возможностям и расслабленным. Он просто живёт, наслаждается жизнью, готов откликаться на новые возможности, но не фиксирует своё внимание исключительно на целях и достижениях, не сводит себя к ним и не занимается бесконечным нарциссическим саморасширением за счёт своих целей и достижений. Он движется в согласии со своими внутренними импульсами, слушает самого себя, свободен изменить направление своего пути, если сам изменился и обнаружил в себе новый порыв. Ставящий цели во главу угла человек, напротив, становится зависимым от своих целей. Поставив себе цель, он подразумевает, что во что бы то ни стало должен добиться её, хотя в процессе достижения этой цели, на пути к ней могут измениться как обстоятельства, так и его приоритеты. Концентрация на целях также отвлекает внимание человека от настоящего. Вместо того, чтобы полноценно проживать текущий момент, он вечно убегает в будущее, пытаясь использовать настоящее ради будущего. Например, держит себя в слишком жёстких рамках, ограничивает проявления своей спонтанности и умерщвляет свою индивидуальность в бесконечных списках целей на день, месяц и год во всех сферах жизни. Сверхценность целей для современной культуры не обходит стороной и психологию, где одним из самых популярных направлений стал коучинг, а одними из самых распространённых запросов - запросы на работу с достижением целей, прокрастинацией и ленью. Человек, мыслящий в парадигме целецентризма, готов выжимать из себя последние капли ресурсов, лишь бы угнаться за целевым культурным стандартом. А, если у него не получается сделать это самостоятельно, он готов прибегнуть к помощи специалистов - чтобы они замотивировали и заставили его это сделать, раз он не может сам. Хотя, во многих случаях прокрастинация и лень являются здоровыми симптомами защиты психики человека от токсичных культурных требований. С их помощью психика сигнализирует человеку о реальных ограничениях его ресурсов. И ломать такие естественные ограничения может быть опасно, поскольку это может привести к дистрессу, выгоранию и истощению. Итак, подводя итоги, важно отметить, что культура, возводящая целеполагание человека в сверхценность, имеет и свои обратные стороны. На глобальном уровне можно проследить корни такой культуры, уходящие в капитализм и бесконечное потребление. Чтобы потреблять, нужно производить, а, чтобы производить, часто требуется использовать людей в качестве ресурсов, и у них должны быть чёткие цели. В рамках работы на заводе или бизнеса это может и иметь смысл, но вряд ли стоит переносить подобную модель на всю жизнь человека и, в особенности, на его личные отношения с другими людьми. Такое перенесение чревато выгоранием, опустошённостью и разочарованием человека в себе, поскольку оно исключает важность наличия в здоровой психике и бесцельных процессов - спонтанности, игры, творчества, свободного исследования мира, глубинного самопознания, любви и бескорыстного общения. [hr class=class_cut]Обратиться ко мне за психологической консультацией Вы можете по электронной почте: glassherz@mail.ru
Другие публикации:
|
![]() |