Психотехники Карлоса Кастанеды как практика саморегуляцииМой блог / Просмотр публикации
Книги К. Кастанеды являются популярными среди населения, что подразумевает их высокое влияние на современную культуру, и особенно примечательны эти книги теми психотехниками, которые предлагает К. Кастанеда. Несмотря на то, что многие психологи могут отнестись к ним с критикой, среди них можно выделить практики саморегуляции, которые достойны психологического анализа для выявления их возможностей и рисков. Ведь далеко не все люди обращаются за помощью к психологам, и кто-то предпочтёт психологу Кастанеду, а кто-то придёт к психологу после Кастанеды и сильно удивится иному подходу к сознанию и психике. Итак, что же предлагает своим читателям К. Кастанеда? Если не углубляться в шаманизм и эзотерические тонкости его текстов, он предлагает такие техники саморегуляции, которые позволят человеку освободить себя от мешающих его развитию стереотипов общества, изменить точку зрения на мир, стать более гибким, открыться новому опыту, взрастить в себе силу и спокойствие. За счёт таких изменений меняется и жизнь человека, и подобные цели аналогично ставят перед собой многие психотерапевтические подходы. Однако практики Кастанеды часто выглядят более радикально, хотя по форме они могут напоминать техники психотерапии. Какие же это практики и каково их психологическое значение? 1. Не воспринимать мир буквально, т.е. учиться видеть в нём разные смыслы, грани и неочевидные взаимосвязи. 2. Практика "неделания", которая подразумевает изменение повседневных привычек или "автоматизмов" как действий, так и восприятия. Например, человек может носить на руке часы с перевёрнутым циферблатом, чтобы сломить в своём сознании привычный образ и расширить его. 3. Смещение точки сборки. По сути, эта практика направлена на изменение восприятия человеком мира, как если бы он мог посмотреть на мир в ином состоянии и с иной перспективы. 4. Остановка мира, т.е. осознанное замедление и погружение в покой, что сродни медитативным техникам, позволяющим вернуться к себе. 5. Остановка внутреннего диалога, когда мы учимся управлять своими "внутренними голосами" и самостоятельно выключать их, если замечаем непродуктивную рефлексию. 6. Игра в повседневную суету. К. Кастанеда не предлагает своим читателям полностью отречься от мира и выключиться из активного участия в нём, но предлагает начать воспринимать это как игру, т.е. перестать относиться к этому серьёзно, что значительно снижает градус тревоги и напряжения, а также позволяет экспериментировать, пробуя себя в новых ролях. 7. Избавление от чувства собственной важности. Эту практику можно сравнить с выходом за пределы своего эгоцентризма и распространённой в КПТ практикой не воспринимать всё происходящее в связи с собой и на свой счёт, что помогает человеку избавиться от многих когнитивных искажений, создающих лишние беспокойства. 8. Умение сохранять энергию, т.е. бережно обращаться со своими ресурсами и рационально распределять их, ориентируясь на актуальные цели. 9. Не жалеть себя и других. Жалость к себе и другим предполагает потерю ресурса и остановку нужного действия, что может быть опасно. С психологической точки зрения, в такой жалости есть риск впадения в позицию жертвы, а освобождение от неё сопряжено с умением воспринимать любую ситуацию как точку роста. 10. "Смерть как советчик". Подход К. Кастанеды подразумевает освобождение его адепта ("воина") от страха смерти, что, по сути, означает зрелое признание неизбежного факта собственной смертности. Смерть как советчик в данном случае может иметь экзистенциальное значение, когда человек опирается на факт своей смертности, как на ресурс, принимая только те решения, о которых не будет жалеть перед лицом смерти. 11. Перепросмотр и стирание личной истории. К. Кастанеда предлагает читателям обратить внимание на те жизненные моменты, которые до сих пор забирают их внимание и ресурсы, вернуться к ним, осуществить перепросмотр, присвоить оставленные там ресурсы себе и отпустить эти ситуации. Кроме того, Кастанеда призывает к тому, чтобы не держаться за личную историю - не лелеять её приятные или болезненные моменты, поскольку старый опыт мешает развитию человека. С психологической точки зрения, данные техники выглядят гораздо более жёстко, чем бережный многолетний анализ, однако сохраняется их суть - изменить отношение к прошлому и освободиться от него, открывшись новому опыту. 12. Победа над "мелким тираном". К людям, которые в повседневной жизни эмоционально задевают нас, К. Кастанеда предлагает относиться как к возможности развития, т.е. понимания своих слабых сторон и укрепления сильных. Не пытаться сбежать или избавиться от такой ситуации, а использовать её во благо себе и своему росту. Помимо этих практик, Кастанеда также предлагает много других, подобных им, и одна из практик, которую я намеренно обошла вниманием в этом перечне - это практика осознанных сновидений. С психологической точки зрения, она является наиболее спорной, поскольку неясными остаются повторяемые и безопасные техники вхождения в эти состояния сознания. Пожалуй, на данный момент эти техники находятся за пределами психологической науки и практики, поэтому я не буду останавливаться на них подробнее и предоставлю возможность рассуждать о них тем специалистам, которые более компетентны в этой сфере. Однако, с психологической точки зрения можно было бы сказать, что, если Кастанеда предлагает сохранять осознанность во сне, сама по себе осознанность в каждый момент жизни человека является фундаментом его учения. Аналогичное можно было бы отметить и в других эзотерических и религиозных системах, например, в буддизме, где практикуют йогу сновидений, предполагающую, что даже во сне практик старается не терять связи с собой и со своим сознанием и остаётся верным своему пути, что означает высокий уровень вовлечения и веры в то, что он делает. В психологии практиковать нечто подобное осознанным сновидениям мы можем, когда уделяем своим снам достаточно внимания, записываем их, интерпретируем, приносим в анализ и стараемся прислушиваться к ним. Конечно, эта практика далека от непосредственного осознания себя во сне и намеренного изменения его сюжета, однако она предполагает, что мы не выбрасываем и не игнорируем свои сновидения, но подходим к ним максимально осознанно, используя их материал для собственного развития. А по мере такого осознания сны начинают меняться, как и меняемся мы в процессе их анализа. Подводя итоги, можно отметить, что Кастанеда в краткой и достаточно жёсткой форме представил основные техники, которые позволяют человеку собраться, не упасть духом в трудной ситуации и вернуть себе контроль над собой и своей жизнью. Его практики предполагают, что со временем человек становится менее уязвимым а, поскольку он открыт разным точкам зрения на мир и готов менять свои привычки, перед ним открываются новые возможности, что звучит достаточно рационально и может применяться в жизни каждого человека без всякой мистики. Подобный эффект можно сравнить с достигаемой в гештальт-терапии "творческой адаптацией", когда за счёт осознанности в настоящем и внутренней свободы человек может менять внешнюю ситуацию вместо того, чтобы пассивно встраиваться в неё. Однако К. Кастанеду многие считают опасным, а в научной и психологической среде к нему распространено весьма предвзятое отношение. Возможно, такое отношение создаёт эзотерический флёр, который может обнадёжить тех людей, которые легко поддаются внушению и могут поверить в чудеса, либо не выдержать резких трансформаций своего сознания. Конечно, все эти риски стоит учитывать. Тем более, что на основе Кастанеды его последователи практикуют порой весьма причудливые способы войти в осознанное сновидение - депривацию сна или намеренно прерывистый сон. Для того, чтобы проанализировать безопасность этих практик и риски их влияния на психику и здоровье, потребовались бы не только психологи, но и врачи, что может игнорироваться энтузиастами, которые делают акцент не на психологической составляющей саморегуляции, а на эзотерических аспектах учения Кастанеды. Если отнестись к книгам Кастанеды критически, всё же в его учении не хватает мягкости и бережности к человеческой психике, ведь он пишет о "воине", который способен выживать в экстремальных условиях. Далеко не каждый человек ставит перед собой подобные цели и обладает ресурсами для некоторых наиболее жёстких из его практик. И кого-то данные практики могут мотивировать и вывести из кризисного состояния, а кого-то, напротив, они погрузят в бессилие, уныние и истощение. Поэтому, на мой взгляд, практиковать Кастанеду можно критически и с умом, учитывая как свои индивидуальные особенности и ситуацию, так и пропущенные в его учении тонкие психологические моменты, без которых саморегуляция вряд ли может стать эффективной, системной и целостной. [hr class=class_cut]Обратиться ко мне за психологической консультацией Вы можете по электронной почте: glassherz@mail.ru |
![]() |