Иванова Татьяна Александровна Психолог, Супервизор, Философский консультант

Экономический кризис и деградация романтической любви

Мой блог / Просмотр публикации

 На современных психологических форумах актуальна тема любви и финансов, и обычно она обсуждается в ключе долженствования - кто, кому, зачем, что и сколько должен. Острота этого вопроса на форуме отражает реальную ситуацию, в которой многие пары ведут бесконечные споры на эти темы, ссорятся, расходятся или не могут сойтись из-за денег. В данной статье я бы предложила задуматься о глобальных причинах такой ситуации и о том, как можно было бы ей противостоять.

Итак, если подойти к глобальным причинам, главной из них является та кризисная экономическая ситуация, в которой живёт современный человек. Рынку нужно как можно больше денег и движения, и он постоянно вовлекает в свой оборот людей - как работников, так и потребителей. И на тех, и на других оказывается давление. Воздействие на первых таково, что современный человек не является в полной мере свободным в выборе работы и её условий. В какой-то степени этот выбор есть, но он явно недостаточен, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно. Чтобы зарабатывать деньги, далеко не всем удаётся выбрать работу по вкусу и реализовать своё призвание. Часто люди терпят плохое отношение на работе просто из-за того, что не могут позволить себе с неё уйти.

Давление на потребителей оказывается с иной стороны - со стороны общественного мнения. А оно внушает человеку, каким он должен быть и как жить. Например, одно из таких внушений - представление о том, что к определённому возрасту у человека должна быть квартира и машина. Или что одни вещи престижнее других. Аналогично рынок встраивается и в т.н. "традиционные" ценности отношений между полами, гибко и незаметно эксплуатируя и их. К примеру, те самые "мужчина должен" и "женщина должна", которые предлагают нам модель, где мужчина успешен, богат, занимается бизнесом или имеет прибыльную профессию, а женщина тратит зарабатываемые им деньги на уход за собой и поддержание своего настроения, чтобы в свою очередь оказывать ему эмоциональную поддержку и вдохновлять. 

На практике такая модель мало кому подходит из-за её несоответствия реальности. Тот самый "мужчина" выходит на рынок труда, объективно оценивает ситуацию и понимает, что обеспечить такую мечту не в его силах. Более того, ситуация чаще намного прозаичнее, и оказывается, что денег не хватает не только на роскошь, но и на банальные повседневные нужды совместной жизни. Так, молодожёнам нередко оказывается негде жить, поскольку их финансовые возможности не позволяют снять или купить жильё. В ситуации, когда не хватает денег даже на себя, аналогично и актуальный для многих вопрос детей ставится под сомнение, что разрушает презентуемую рынком картинку "счастливой семьи", где часто к улыбкам прилагаются хорошее жильё, ремонт и отсутствие финансовых проблем.

Учитывая эту ситуацию, вполне понятно, почему многие современные люди не торопятся обзаводиться отношениями или предпочитают их "лёгкий формат". А, когда мы слышим о падении ценностей и нравов, информация подаётся так, будто эти ценности могут существовать в вакууме - в отрыве от реальных экономических условий жизни. В то время как тяжело работающему человеку, который тратит свои ресурсы на выживание, становится не до романтики и не до тонкой семейной психологии. Именно поэтому он столь часто предпочитает лёгкость - отдых без обязательств, в котором он никому ничего не должен.

Казалось бы, проблема решается довольно просто, если у людей есть взаимные чувства. Тему финансов и ситуации рынка можно было бы свободно обсудить, договориться о ней и отнестись к ней с принятием собственных ограничений. Однако большинству людей мешает та самая идентичность, которую усиленно раскручивает рынок. Образ "успешного мужчины" и "любимой женщины", в который многие так отчаянно стараются вписаться и испытывают нестерпимый стыд, когда это не получается. А романтическая любовь редко может существовать без социального контекста и, если она понимается в социуме именно так, в отрыве от реальных возможностей и условий жизни, она либо превращается в драму, либо отдвигается на потом, поскольку здесь и сейчас она не может быть воплощена. 

При этом, если заняться деконструкцией идентичности "настоящего мужчины" или "любимой женщины", можно столкнуться с огромным сопротивлением, что мы и наблюдаем на форумах. Мужчины могут негодовать, как же они перестанут быть настоящими, если признают свою слабость и уязвимость. Гораздо менее болезненным для них вариантом оказывается врать себе и своей "второй половинке" о том, что деньги есть или скоро будут. Борьба за справедливость и равенство трат с их стороны также выглядит менее жалко, чем объективное признание собственной немощи. Аналогично и женщины возмущаются против того, что мужчины могут перестать обеспечивать их или отказаться дарить им дорогие подарки. Они воспринимают эту возможность так, будто бы их не любят и не ценят, поскольку культура задаёт конкретный способ выражения чувств, который глубоко встраивается в личность и становится как её идентичностью, так и её ведущей мечтой. А без воплощения этой мечты человек перестаёт чувствовать себя ценным и нужным, поскольку именно образ мечты даёт ему желаемое признание, формируя т.н. "код любви", ошибаясь в котором, невозможно войти в закрытую дверь. 

Можно ли как-нибудь противостоять этой ситуации, чтобы глобальная экономика не определяла то, как мы чувствуем и строим свою личную жизнь? Можем ли мы сохранить свободу в отношениях и чувствах вне зависимости от того, чего хочет от нас глобальная и безличная машина рынка? На мой взгляд, это вполне возможно, если человек готов отнестись к современной реальности с критикой. В критичном анализе ему придётся попрощаться с теми образами, которые навязывают ему реклама и рынок, но, в конечном итоге, вместо этих образов он сможет обрести себя-настоящего и открыть свои собственные потребности. Найти путь к этим потребностям можно, если представить себе идеальную экономическую ситуацию. Мир, в котором у нас бесконечно много денег, либо мы вовсе не нуждаемся в них. Как бы в этом мире мы понимали любовь и её выражение? И не стоит ли отвязать вопрос любви от финансового вопроса, чтобы перестать быть марионетками рынка?

Конечно, финансовый вопрос в реальной жизни мы вряд ли сможем полностью вынести за скобки, поскольку даже поездка на свидание стоит определённых денег, а при совместной жизни, в любом случае, придётся договариваться о финансах. С психологической точки зрения, в этих вопросах важна открытость. И открытость как в наличии или отсутствии средств, реальных возможностях обоих, так и в мечтах и ожиданиях. А мечты как раз являются тем гибким материалом, который мы можем менять, корректируя их в соответствии с реальным миром. Если у кого-то есть мечта о том, чтобы реализоваться как "настоящий мужчина" или спастись от хищного рынка, всё это подлежит разбору и анализу. Ведь мечта, по сути, может быть любой. Она не обязана быть реалистичной и может быть сказочной. Но всё же мы живём в реальном мире, в котором буквальное воплощение символического вряд ли возможно, а, если оно воплощается, высок риск, что оно крайне нам не понравится. 

Таким образом, деградация романтической любви преодолима, если человек готов меняться и выстраивать свою собственную идентичность независимо от рынка. Преодолима она и с опорой на ценности, которые не продаются и не покупаются - душевное общение, понимание, общность взглядов на жизнь и интересов. Если секс и бытовую обслугу можно представить в качестве товара, то одним из вариантов решения рыночной проблемы является вынесение этих вопросов за скобки. Например, вовсе не обязательно заниматься сексом, когда человеку это не нравится и не хочется. В отношениях секс имеет ценность только при наличии взаимной заинтересованности и взаимного удовольствия, а потому он не может куплен или продан, если в нём взаимности нет.

Аналогично и "бытовая обслуга", ведь люди справляются с тем, чтобы обслуживать свои потребности, и в одиночестве. Что должно измениться, если у них появится пара? И почему эти функции оказываются столь перегружены какими-то не имеющими к ним отношения ценностями? Например, "приготовление пищи с теплом" или "уборка как форма хранения домашнего очага". Кажется, фундаментальные основания подобных вопросов нуждаются в радикальном пересмотре, и рыночная ситуация является поводом для того, чтобы отделить себя от неё как личность и противостоять тому деструктивному влиянию, которое она оказывает на нашу жизнь.

В качестве финального напутствия я бы предложила всем интересующимся этой темой поставить перед собой задачу - не дать рынку сломать себя, навязать себе чуждые ценности и разрушить свои отношения, оставив архетипическую мечту о спасении человечества и каждого из нас за пределами хрупкой межличностной связи равных в своей заброшенности в этот мир, который, по сути, мы не строили и не выбирали. 

[hr class=class_cut]

 Обратиться ко мне за психологической консультацией Вы можете по электронной почте: glassherz@mail.ru