Иванова Татьяна Александровна Психолог, Супервизор, Философский консультант

Комплекс козла отпущения: без вины виноватые

Мой блог / Просмотр публикации

 В книге "Комплекс козла отпущения. Мифологические и психологические аспекты коллективной Тени и вины" С. Б. Перера описывает культурный контекст феномена коллективной Тени. Несмотря на то, что его архетипические истоки уходят в далёкое прошлое человечества, в повседневной жизни современного человека они по-прежнему актуальны и могут проявляться в травле в коллективе, когда кто-то становится в нём изгоем, подвергаясь нападкам и гонениям, либо в семье, когда все члены семьи выбирают кого-то одного, чтобы сбросить на него свои обязанности и обвинить его во всех бедах. 

Если углубиться в историю, мифологема "козла отпущения" уходит своими корнями в Библию, которая описывает иудейский ритуал жертвоприношения. Смысл этого ритуала состоял в том, что архаичное сообщество людей выбирало человека или животное, которое приносило в жертву Богу в моменты, когда обострялась потребность в социальном обновлении. Считалось, что подобный ритуал может умиротворить Бога или богов и поспособствовать тому, чтобы наладились дела в обществе - например, чтобы прошла засуха и появился урожай. Подобные ритуалы были характерны не только для иудейской культуры, но и в принципе для древних культур.

В современных условиях жизни такие жертвоприношения уже не актуальны, и редкие религии сохраняют для себя их значимость. Даже в индуизме, где жертвоприношения долгое время представляли собой основу религии, уже много веков назад они были трансформированы из буквальных в символические, а из кровавых - в бескровные. Например, современные индуисты могут приносить в жертву богам фрукты или зерно. При этом древние традиции сохраняются лишь частично и преимущественно в глухих деревнях или малых обществах, до которых пока не добралась цивилизация. 

Однако смысл, который был задействован в жертвоприношениях, до сих пор остаётся актуальным для человечества. А этот смысл автор упомянутой выше книги видит в том, что для обновления обществу нужно спроецировать на кого-то свою Тень и избавиться от неё. Например, изгнать этого члена общества или подвергнуть его нападкам, чтобы сбросить накопившуюся в обществе агрессию. При этом любое общество склонно к образованию своей Тени, поскольку теневое копится как в индивидуальной, так и в коллективной психике. Ведь общество построено на сплочённости, а, чтобы сохранять эту сплочённость, оно вынуждено что-нибудь отрицать. Например, общество гламурных дам может отрицать чуждые им ценности маргинального образа жизни.

Когда общество отрицает что-либо или объявляет какие-либо качества "плохими", это способствует укреплению его сплочённости. К примеру, теперь мы дружим против кого-то, либо мы против таких-то людей и ценностей. То, что отрицается обществом, не исчезает из него полностью, но переходит в теневую область неосознаваемого. И при определённых обстоятельствах (появление разобщённости, отсутствие внешнего врага, внутренний кризис и напряжение, чреватое конфликтами) может появиться потребность в том, чтобы объявить врагом кого-то, кто внутри такого общества состоит. Соответственно, какие-то члены общества, которые обладают меньшими, по сравнению с остальными, ресурсами, либо выделяются среди них, подвержены риску проекции той самой коллективной Тени. А проецируется она под действием механизма "кто не с нами, тот против нас".

Проецируя Тень на кого-либо из своих членов, общество пытается избавиться от коллективной вины. Ведь всем нам могут быть присущи определённые недостатки, слабости или проявления индивидуальности, которые нам не нравятся в себе. Если эти проявления также оказываются под социальным запретом, они могут стать для человека соблазнительными, ведь запретный плод сладок. Чтобы не признавать нечто подобное в себе, он проецирует эти проявления на кого-то другого, объявляя его "странным" и "опасным". 

Таким образом, под проекцию такой Тени рискует попасть человек, который обладает малыми ресурсами, не приносит обществу ощутимую пользу, не имеет в нём крепких связей, а также выделяется среди остальных таким образом, что это создаёт для них дискомфорт. Так, в детских коллективах изгоем может стать ребёнок, который с трудом устанавливает контакты с другими детьми, одевается или выглядит отличным от них образом, не имеет ценных для коллектива способностей, либо наоборот - чрезмерно выделяется своими способностями в какой-либо сфере, вызывая раздражение и зависть. Из-за того, что он выделяется, отличается и не может постоять за себя, он становится удобным объектом для травли. 

Во взрослых коллективах тоже встречается нечто подобное, когда человек может стать изгоем на работе или в университете, но, как правило, для этого нужны более веские причины и особая обстановка. Кроме того, взрослый человек в большей степени свободен в своих действиях, чем ребёнок, ведь он может пойти с этим вопросом в полицию, либо сменить работу, а ребёнок оказывается беззащитен, если родители и учителя бездействуют. Однако бездействие взрослых, к сожалению, встречается чаще, чем хотелось бы, поскольку во многих случаях взрослые просто не знают, что делать и как остановить деструктивный процесс, а то и бессознательно в этот процесс вовлекаются сами. 

Именно при возникновении подобных ситуаций и для их профилактики важно понимать, как устроена и работает психология коллективной Тени. Если мы осознаём, что Тень является неотъемлемой частью любого коллектива, мы также обретаем способность управлять этой Тенью, не допуская ситуаций, в которых она выходит из берегов. К примеру, учитель или воспитатель может наблюдать в группе детей процесс разобщения или конфликтного напряжения и вовремя обращать на это внимание, разряжая обстановку в коллективных играх или совместной деятельности. Наблюдая, что какой-либо ребёнок не вписывается в коллектив, он может давать дополнительные задания или упражнения, в которых этот человек сможет проявить себя с положительных сторон и установить контакты. Предчувствуя опасность перенесения на кого-либо из членов коллектива внутренних конфликтов, он может помогать детям говорить о своих чувствах и конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Аналогично познания в области коллективной Тени актуальны для руководителей и преподавателей, т.е. для всех людей, чья деятельность связана с управлением людьми.

Но, если подойти к проблеме комплекса козла отпущения более глобально, есть основания надеяться на то, что однажды эта проблема будет решена не только с помощью техник предупреждения и разрешения конфликтов, но и на уровне коллективного сознания. Такие надежды питал психиатр Томас Сас*, который полагал, что человечество однажды перерастёт тенденцию воспроизводить комплекс козла отпущения, если оно будет способно принять на себя ответственность за коллективную Тень. И тогда отпадёт необходимость проецировать эту Тень на кого-то другого. Такие социальные изменения потребовали бы высокого уровня культуры и сознания общества, а значит и каждого из его членов, что вполне могло бы стать целью психологического просвещения. 

[hr class=class_cut]

 * В статье упомянуты мысли, взятые из книги Томаса Саса "Фабрика безумия"

Обратиться ко мне за психологической консультацией Вы можете по электронной почте: glassherz@mail.ru