Иванова Татьяна Александровна Психолог, Супервизор, Аналитический психолог

Скуф как посланник Сатурна

Мой блог / Просмотр публикации

Сатурн — божество земледелия в римской мифологии. Известен тем, что повторил судьбу своего отца и был свергнут с трона собственным сыном Юпитером.

В аналитической психологии архетип Сатурна связывают с такими процессами как старение, увядание, принятие ограничений. Также Сатурн — это сила порядка, дисциплины, строгости.
Символом Сатурна является серп, напоминающий нам о конечности всего живого: зрелый колос будет неизбежно срезан.

Через архетип Сатурна мы усваиваем уроки зрелости, мудреем и познаем свои ограничения. У любого архетипа есть и негативная сторона. Негативная сторона Сатурна воплощается как потеря витальности, угасание, страх перед смертью.

Архетип сам по себе абстрактен, поэтому мы чаще имеем дело с архетипическими образами — конкретными персонажами, которые апргрейдятся в зависимости от эпохи и контекста. Многих современных персонажей (и мемы) можно соотнести с архетипами. Существуют ли сатурнианские мемы? Вполне!

Ярким мемом последних лет стал скуф — комичный возрастной неопрятный мужик с пивным животом и минимумом интересов.
У скуфа склочный характер и пассивный образ жизни, сводящийся к просмотру телевизора, употреблению пива и осуждению всего подряд. Поскольку скуф — это именно образ, мы вполне можем говорить, что он имеет отношение и к архетипу Сатурна в его негативном аспекте.

Что же в скуфе такого сатурнианского? Скуф напоминает нам о конечности любого ресурса, о наших собственных ограничениях. Скуф разрушает нарциссические фантазии о грандиозности, исключительности и вечной молодости. Вот ты был молод и амбициозен, закрыл глаза — и ты уже в позе Гены Букина сидишь на диване, а не покоряешь мир, сажаешь дерево и растишь сына.

Превратиться в скуфа — это утратить существенную часть витальности, присущую первой половине жизни. Однако, это не значит, что скуф приобретает мудрость и богатый жизненный опыт. Ведь это зарабатывается сознательными усилиями. Сатурн напоминает о неизбежности превращения в скуфа и утрате воли к жизни. Однако, всегда остается возможность отсрочить неизбежное.